со склада в Москве оптом и в розницу
Бакелитовая фанера: история появления
Сегодня мы поговорим о том, как появилась бакелитовая фанера. Расскажем, когда был получен этот материал, как его изготавливали и для чего применяли.
Бакелитовая фанера: история появления
Бакелитовая фанера сегодня — березовый шпон, пропитанный и склеенный бакелитовой смолой. Это прочный, легкий и водостойкий материал, нашедший широкое применение в судо- и авиастроении. Расскажем, кем и когда он был получен впервые, как его изготавливали и где использовали.
Как появился первый лист бакелитовой фанеры
До начала XIX века фанеру в России изготавливали вручную. Ее применяли для изготовления мебели, которая была прочнее, но по внешнему виду не уступала конструкциям из деревянного массива. Стоила такая мебель очень дорого, и ее могли себе позволить только богатые люди.
Массовое производство строительной фанеры впервые началось в России 1819 году, когда профессором Фишером был изобретен первый лущильный станок. С тех пор она обрела широкую распространенность в различных отраслях промышленности. Однако для решения ряда задач она не подходила из-за низкой влагостойкости.
В 30-х годах XX века, когда активно развивалась советская авиация, ученым потребовался более легкий материал. В качестве него они рассматривали фанеру. Однако она не обладала достаточной устойчивостью к атмосферным воздействиям и быстро разрушалась. В 1940 году Я.Д. Аврасин впервые создал фанерный лист с использованием продукта поликонденсации фенола с формальдегидом — бакелита.
Это интересно! Изначально в СССР бакелит носил другое название — карболит. Оно происходит от устаревшего названия фенола — карболовой кислоты.
Производство и применение бакелитовой фанеры
После изобретения бакелитовой фанеры началось ее массовое производство. Оно включало в себя следующие этапы:
- Нарезку шпона на лущильном станке.
- Пропитку шпона бакелитовой смолой.
- Формирование древесно-слоистой плиты.
- Горячее прессование плиты под высоким давлением.
В результате получался материал, который по прочности можно было сравнить со сталью. От металла его отличали легкость и влагостойкость — качества, которые так ценились авиаконструкторами. Позже бакелизированную фанеру удалось усовершенствовать путем замены соснового шпона березовым — более плотным и прочным. Сегодня в авиастроении бакелитовые листы применяют все меньше. Но они получили широкое распространение в строительстве лодок, яхт и катеров.